Свобода — это художник в человеке (с) Гилберт Честертон
Интересная мысль пришла сегодня в голову по поводу Пуаро и Шерлока Холмса. Всё-таки я была права, насторожившись при первом упоминании Шерлока Холмса в романе Агаты Кристи. После прочтения 14 книг о Пуаро становится очевидным, что вопрос сравнения двух этих героев для автора немаловажен. Понятно, что Конан-Дойл писал раньше, и герой его в высшей степени легндарен, а потому всех последующих литературных персонажей с такой же профессией неизбежно будут сравнивать с его Шерлоком Холмсом. Даже несмотря на то, что Агате Кристи удалось создать образ сыщика, максимально далёкий по всем параметрам от образа Шерлока Холмса.
Да, Эркюль Пуаро - личность неординарная и запоминающаяся. И полная противоположность Холмсу во всем, кроме неизменных побед над преступниками и полицией. Есть еще самомнение. Но оно является самомнением автора в какой-то степени, вероятно. Все-таки Артур Конан-Дойл позволял своему герою допускать ошибки. И даже по сюжету.
Я могу признаться вполне честно, что "Пуаро Агаты Кристи" нравится мне сильно меньше, чем Шерлок Холмс сэра Артура Конан-Дойла. И дело даже не в моём давнем теплом отношении к последнему. В конце концов, он для меня навсегда останется автором, в первую очередь, "Затерянного мира". А про Шерлока Холмса я узнала на пару лет позже, и была весьма удивлена, что именно эти произведения, а не "Затерянный мир" снискали ему мировую славу. Я тогдла была маленькой и очень любила динозавров.
Но вернемся к Агате Кристи. Меня поражает её фантазия, позволяющая ей придумывать совершенно невероятные способы и места убийств. Декорации каждой из ее книг разнообразны и великолепны. Сцена разоблачения всегда тоже читается с восторгом и на одном дыхании. Это потрясающе - вот так закрутить все эти мелочи, чтобы сделать из них столь непредсказуемый вариант преступления. Но, боже мой, да чего же скучно читать остальное. Костяк сюжета, его идея, прекрасны каждый раз. Но иногда мне кажется, что автор слишком уж старается запутать читателя, наполнить его голову избытком информации, чтобы результат работы мысли Пуаро оказался как можно менее очевидным. Но не только важные для расследования факты погребаются под уймой подробностей. Там же, к сожалению, остается и мой мозг. Мне скучно читать большую часть книги.... А жаль! Очень жаль!
Собственно, одним из критериев оценки автора является то, сколько книг его я прочту прежде, чем мне он надоест. Конечно, это подходит, в основном, для серии книг, объединенных одним персонажем или чем-то еще. Так вот. После 14 книг мне надоела Агата Кристи со своим Пуаро. С этой точки зрения "Плоский мир" Терри Пратчета можно оценить выше, ибо он мне надоел книге к 35.
Впрочем, дело даже не в "надоел", а в "стал предсказуемым". Конан-Дойл предсказуемым не стал. Все его истории о Шерлоке Холмсе, которые мне удалось достать, я прочла на одном дыхании. Впрочем, может быть, дело отчасти в том, что его дела разнообразны и он не концентрируется только на убийствах?
Серёже удалось очень ёмко отразить сюжет почти всех романов о Пуаро: "убийство - Пуаро появляется и всех опрашивает - происходит что-то еще - Пуаро думает - Пуаро устраивает заседание и всё рассказывает". Скучно. Скучно и то, что в начале произведения уже сразу понятно, кого убьют. И уже известно, что Пуаро будет говорить про порядок, вкусную еду, серые клеточки, привычку к убийству и усы. Обязательно обо всем этом хоть раз в любой книге. И что убийцей окажется тот, на кого уж точно никто не подумал. Это, конечно, талант, так удачно прятать истиного убийцу, настоящий талант для автора детективов. Мне лишь один раз пока удалось угадать, и то благодаря обреченной мысли: "Он такой симпатичный, наверняка, окажется убийцей".
Да, по большому счету, многие дела Пуаро различаются только финальной сценой. А я еще думала, почему, просмотрев когда-то несколько серий сериала, я не могу узнать с начала книги дело, которое ведет Пуаро. Оригинальных было, по сути, два: шедевральное "Убийство в Восточном экспрессе" и "Убийства по алфавиту". Они, конечно, весьма неординарны. Снимаю шляпу перед фантазией Агаты Кристи. Апплодисменты.
И все-таки я дочитаю серию. Мне интересно, какие еще неординарыне повороты сюжеты встретятся на моем пути читателя. И, в конце концов, разве можно не восхищаться автором "Убийства в Восточном экспрессе"?!!
Да, Эркюль Пуаро - личность неординарная и запоминающаяся. И полная противоположность Холмсу во всем, кроме неизменных побед над преступниками и полицией. Есть еще самомнение. Но оно является самомнением автора в какой-то степени, вероятно. Все-таки Артур Конан-Дойл позволял своему герою допускать ошибки. И даже по сюжету.
Я могу признаться вполне честно, что "Пуаро Агаты Кристи" нравится мне сильно меньше, чем Шерлок Холмс сэра Артура Конан-Дойла. И дело даже не в моём давнем теплом отношении к последнему. В конце концов, он для меня навсегда останется автором, в первую очередь, "Затерянного мира". А про Шерлока Холмса я узнала на пару лет позже, и была весьма удивлена, что именно эти произведения, а не "Затерянный мир" снискали ему мировую славу. Я тогдла была маленькой и очень любила динозавров.
Но вернемся к Агате Кристи. Меня поражает её фантазия, позволяющая ей придумывать совершенно невероятные способы и места убийств. Декорации каждой из ее книг разнообразны и великолепны. Сцена разоблачения всегда тоже читается с восторгом и на одном дыхании. Это потрясающе - вот так закрутить все эти мелочи, чтобы сделать из них столь непредсказуемый вариант преступления. Но, боже мой, да чего же скучно читать остальное. Костяк сюжета, его идея, прекрасны каждый раз. Но иногда мне кажется, что автор слишком уж старается запутать читателя, наполнить его голову избытком информации, чтобы результат работы мысли Пуаро оказался как можно менее очевидным. Но не только важные для расследования факты погребаются под уймой подробностей. Там же, к сожалению, остается и мой мозг. Мне скучно читать большую часть книги.... А жаль! Очень жаль!
Собственно, одним из критериев оценки автора является то, сколько книг его я прочту прежде, чем мне он надоест. Конечно, это подходит, в основном, для серии книг, объединенных одним персонажем или чем-то еще. Так вот. После 14 книг мне надоела Агата Кристи со своим Пуаро. С этой точки зрения "Плоский мир" Терри Пратчета можно оценить выше, ибо он мне надоел книге к 35.
Впрочем, дело даже не в "надоел", а в "стал предсказуемым". Конан-Дойл предсказуемым не стал. Все его истории о Шерлоке Холмсе, которые мне удалось достать, я прочла на одном дыхании. Впрочем, может быть, дело отчасти в том, что его дела разнообразны и он не концентрируется только на убийствах?
Серёже удалось очень ёмко отразить сюжет почти всех романов о Пуаро: "убийство - Пуаро появляется и всех опрашивает - происходит что-то еще - Пуаро думает - Пуаро устраивает заседание и всё рассказывает". Скучно. Скучно и то, что в начале произведения уже сразу понятно, кого убьют. И уже известно, что Пуаро будет говорить про порядок, вкусную еду, серые клеточки, привычку к убийству и усы. Обязательно обо всем этом хоть раз в любой книге. И что убийцей окажется тот, на кого уж точно никто не подумал. Это, конечно, талант, так удачно прятать истиного убийцу, настоящий талант для автора детективов. Мне лишь один раз пока удалось угадать, и то благодаря обреченной мысли: "Он такой симпатичный, наверняка, окажется убийцей".
Да, по большому счету, многие дела Пуаро различаются только финальной сценой. А я еще думала, почему, просмотрев когда-то несколько серий сериала, я не могу узнать с начала книги дело, которое ведет Пуаро. Оригинальных было, по сути, два: шедевральное "Убийство в Восточном экспрессе" и "Убийства по алфавиту". Они, конечно, весьма неординарны. Снимаю шляпу перед фантазией Агаты Кристи. Апплодисменты.
И все-таки я дочитаю серию. Мне интересно, какие еще неординарыне повороты сюжеты встретятся на моем пути читателя. И, в конце концов, разве можно не восхищаться автором "Убийства в Восточном экспрессе"?!!