Свобода — это художник в человеке (с) Гилберт Честертон
Итак, у меня сегодня был доклад на кафедре. Нет, я предполагала конечно, что в моей теме мало что поймут, но не настолько же. Наталье Георгиевне, своему куратору, вчера час объясняла... Она поняла. Одобрила. Улыбнулась. Обожаю своего куратора. Замечательная женщина, почти как моя первая учительница химии. Добродушная, любящая свое дело, хорошо и живо объясняющая. И лишенная лишней показной строгости. Обладающая своим неповторимым стилем и неповторимым я. Оригинально-элегантная женщина. Очень уважаю ее. Она единственная причина, которая может заставить меня полюбить мою кафедру. Есть еще Миша, конечно. Но мы с ним по работе, увы, не пересекаемся... Ну и одногруппники.
В общем, что такое трансляция, они помнят плохо. Хотя, казалось бы... кафедра с белками работает... Да я просто забыла, как легко запихивается в дальний чулан памяти то, что не нужно для непосредственной деятельности. И правда... Это нам, студентам, положено все знать...
Так вот, доклад, фактически, пришлось повторять два раза. Лица во время него все больше вытягивались, на них отражалось мучительное желание понять хоть что-то. Бедные. Мне даже стыдно. Я и правда пыталась говорить помедленнее и попонятнее. И голос громкий. Чего же не хватило? Наверно, времени сделать качественные картинки...
С другой стороны, глядя на них, я не могла не ощущать свое торжество. Меня не ругают, это хорошо. Я знаю в чем-то больше них. И это не могло не льстить. Впрочем, я понимаю, как важно донести информацию именно до них. Я постараюсь сделать для этого все. И поддержка Натальи Георгиевны так сильно порадовала. Она сидела там, пыталась что-то подсказать, размахивала руками, болела за меня. Приятно.
Приятно, конечно, и видеть их священный трепет перед именем моего научного руководителя, Александра Сергеевича. Шуточки на тему, что если его пригласят на следующий доклад, то придется вымыть аудиторию... Удивленные лица и второй раз (на прошлом докладе уже спрашивали) заданный вопрос: "Это тот самый...?" Вопрос, после которого других уже нет. Да, работу под руководством академика делать почетно и приятно. Но сложно... Не будет же он ездить на каждый мой доклад. Да, не будет. Есть, конечно, Николай Эдуардович... Но Н.Э. - это обычный, в сущности, только что защитившийся кандидат наук, переполненный осознанием собственной важности и ничтожности окружающих. Пытающийся показать всем, какой он есть. Такой же, как аспирант, приходящий преподавать студентам. Сам вчерашний студент, он легко забывает, как трудно было учиться, как думалось о другом. И начинает показывать свою власть, мучить студентов значительно хуже, чем старенький профессор. И мыслить категориями: надо, много, быстро. И еще категориями "студент = бездельник". Как бы много ты не делал, ему ничего не докажешь. Все равно ты ничто, звать тебя никак, и ничего-то ты не делаешь. И вообще, радуйся, что он обратил на тебя внимание и помог. Это же элементарно, ты должен это знать сам.
Александр Сергеевич относится совсем к другому типу людей. Его жизненный опыт не позволяет ему отвечать на вопрос "как?" фразой "это же элементарно, сами подумайте". Ему с его высот приходится часто видеть людей, для которых очень трудно то, что ему элементарно. И он не погнушается это объяснить. Ему незачем доказывать свою власть и авторитет - они и так признаны во всем мире. Ему некогда заниматься самолюбованием - его советов и помощи ждут. И все-таки он не погнушается поинтересоваться результатами работы каждого подвластного ему человека. Он не гнушается общением со студентами, он не считает, что это как-то может скомпроментировать его. Этот человек знает, что если без страых наука - комедия, то без молодых - трагедия ( (с) дон Амикадо, кажется).
И всегда составляет собственное мнение. Он знает, какие качества важны для ученого. И поэтому первый его вопрос касается не оценок, а того, есть ли у собеседника какие-то хобби. Умение работать руками приветствуется, даже если оно касается просто плетения из бисера. Оценки потом. И радость по поводу того, что я не круглая отличница. "Человек не может интересоваться всем". Все верно. Тот, кто одинаково хорошо учит все, распыляет себя на то, что дальше в жизни ему не нужно или нужно в меньшей степени. Конкретные цели, конкретные стремления приветствуются. Одновременно он успевает сделать вывод и по внешности человека. "Пришла не размалеванная".
Я знаю, кто-то скажет, что я устроилась по блату. Да, я попросила своего дедушку поговорить с его другом А.С., чтобы найти мне нового руководителя. Кто же знал, что он сам возьмется за это. Он вполне мог отдать меня целиком тому же Н.Э. и забить на это. Но нет, он делает это сам. Он вникает в работу каждого студента в своей лаборатории. У него хватает на это времени.
Я уж не говорю о потрясающем чувстве юмора этого человека. Я хожу на чаепития с блокнотом, чтобы записать, что же он такое скажет в этот раз. За чаем он просто человек, который очень много знает в самых различных областях жизни. Образованный, умный, любознательный. И очень активный. Гораздо активнее многих более молодых. Сколько ему? Около 80 лет, ведь так? По-моему только среди вот таких, сохранивших любовь и интерес к жизни, готовность узнать что-то новое, и попадаются такие живые старички, как он. Да и язык не поворачивается назвать его старичком. В душе он все также молод, готов к познанию нового. Он не закостенел, его мозг постоянно работает, расширяет рамки доступного...
Побольше бы таких настоящих ученых!
И, знаете, мне почему-то очень хочется познакомить его с Н.Г. Все-таки, думаю, ей это будет приятно. Кто-то уже говорил при утверждении темы моего диплома про эти две фамилии рядом. Да, думаю, ей тоже это приятно...
Как говорит Валя, и вся кафедра просто завидует... И ей тоже.
Интересно, что же будет, если он все-таки придет ко мне на защиту? А он может, я не сомневаюсь...
В общем, что такое трансляция, они помнят плохо. Хотя, казалось бы... кафедра с белками работает... Да я просто забыла, как легко запихивается в дальний чулан памяти то, что не нужно для непосредственной деятельности. И правда... Это нам, студентам, положено все знать...
Так вот, доклад, фактически, пришлось повторять два раза. Лица во время него все больше вытягивались, на них отражалось мучительное желание понять хоть что-то. Бедные. Мне даже стыдно. Я и правда пыталась говорить помедленнее и попонятнее. И голос громкий. Чего же не хватило? Наверно, времени сделать качественные картинки...
С другой стороны, глядя на них, я не могла не ощущать свое торжество. Меня не ругают, это хорошо. Я знаю в чем-то больше них. И это не могло не льстить. Впрочем, я понимаю, как важно донести информацию именно до них. Я постараюсь сделать для этого все. И поддержка Натальи Георгиевны так сильно порадовала. Она сидела там, пыталась что-то подсказать, размахивала руками, болела за меня. Приятно.
Приятно, конечно, и видеть их священный трепет перед именем моего научного руководителя, Александра Сергеевича. Шуточки на тему, что если его пригласят на следующий доклад, то придется вымыть аудиторию... Удивленные лица и второй раз (на прошлом докладе уже спрашивали) заданный вопрос: "Это тот самый...?" Вопрос, после которого других уже нет. Да, работу под руководством академика делать почетно и приятно. Но сложно... Не будет же он ездить на каждый мой доклад. Да, не будет. Есть, конечно, Николай Эдуардович... Но Н.Э. - это обычный, в сущности, только что защитившийся кандидат наук, переполненный осознанием собственной важности и ничтожности окружающих. Пытающийся показать всем, какой он есть. Такой же, как аспирант, приходящий преподавать студентам. Сам вчерашний студент, он легко забывает, как трудно было учиться, как думалось о другом. И начинает показывать свою власть, мучить студентов значительно хуже, чем старенький профессор. И мыслить категориями: надо, много, быстро. И еще категориями "студент = бездельник". Как бы много ты не делал, ему ничего не докажешь. Все равно ты ничто, звать тебя никак, и ничего-то ты не делаешь. И вообще, радуйся, что он обратил на тебя внимание и помог. Это же элементарно, ты должен это знать сам.
Александр Сергеевич относится совсем к другому типу людей. Его жизненный опыт не позволяет ему отвечать на вопрос "как?" фразой "это же элементарно, сами подумайте". Ему с его высот приходится часто видеть людей, для которых очень трудно то, что ему элементарно. И он не погнушается это объяснить. Ему незачем доказывать свою власть и авторитет - они и так признаны во всем мире. Ему некогда заниматься самолюбованием - его советов и помощи ждут. И все-таки он не погнушается поинтересоваться результатами работы каждого подвластного ему человека. Он не гнушается общением со студентами, он не считает, что это как-то может скомпроментировать его. Этот человек знает, что если без страых наука - комедия, то без молодых - трагедия ( (с) дон Амикадо, кажется).
И всегда составляет собственное мнение. Он знает, какие качества важны для ученого. И поэтому первый его вопрос касается не оценок, а того, есть ли у собеседника какие-то хобби. Умение работать руками приветствуется, даже если оно касается просто плетения из бисера. Оценки потом. И радость по поводу того, что я не круглая отличница. "Человек не может интересоваться всем". Все верно. Тот, кто одинаково хорошо учит все, распыляет себя на то, что дальше в жизни ему не нужно или нужно в меньшей степени. Конкретные цели, конкретные стремления приветствуются. Одновременно он успевает сделать вывод и по внешности человека. "Пришла не размалеванная".
Я знаю, кто-то скажет, что я устроилась по блату. Да, я попросила своего дедушку поговорить с его другом А.С., чтобы найти мне нового руководителя. Кто же знал, что он сам возьмется за это. Он вполне мог отдать меня целиком тому же Н.Э. и забить на это. Но нет, он делает это сам. Он вникает в работу каждого студента в своей лаборатории. У него хватает на это времени.
Я уж не говорю о потрясающем чувстве юмора этого человека. Я хожу на чаепития с блокнотом, чтобы записать, что же он такое скажет в этот раз. За чаем он просто человек, который очень много знает в самых различных областях жизни. Образованный, умный, любознательный. И очень активный. Гораздо активнее многих более молодых. Сколько ему? Около 80 лет, ведь так? По-моему только среди вот таких, сохранивших любовь и интерес к жизни, готовность узнать что-то новое, и попадаются такие живые старички, как он. Да и язык не поворачивается назвать его старичком. В душе он все также молод, готов к познанию нового. Он не закостенел, его мозг постоянно работает, расширяет рамки доступного...
Побольше бы таких настоящих ученых!
И, знаете, мне почему-то очень хочется познакомить его с Н.Г. Все-таки, думаю, ей это будет приятно. Кто-то уже говорил при утверждении темы моего диплома про эти две фамилии рядом. Да, думаю, ей тоже это приятно...
Как говорит Валя, и вся кафедра просто завидует... И ей тоже.

Интересно, что же будет, если он все-таки придет ко мне на защиту? А он может, я не сомневаюсь...