Свобода — это художник в человеке (с) Гилберт Честертон
3 января
В посленовогоднее время, когда наработавшиеся люди маются от безделья, а студенты яростно клянут сессию, не позволяющую им прилично отдохнуть, как белым людям, мы с Сережей решили навестить Нижний Новгород. Конечно, услышав о его планах по общению со многочисленными подружками из нижегородского хора, я задала закономерный вопрос: а зачем ему, собственно, я?
Но страсть к краеведчеству победила. В конце концов, тут бывали мои друзья из двух хоров, надо же и мне повидать…
Итак, совершив героическое усилие над собой, и встав в полвосьмого утра 3 января, в 9 часов мы выехали на восток.
Стоит ли описывать дорогу до Владимира, изъезженную десятки раз минимум до Лакинска, поскольку именно там неподалеку находится мое любимое Орехово? Думаю, нет, тем более, на шоссе нет ничего интересного, кроме одного домика, да шести светофоров на территории одного несчастного Покрова. Последние, кстати, являются одним из источников пробок на Горьковском шоссе. Хотя куда им до Балашихи…
Во Владимире я последний раз была не более двух лет назад, у Насти, моей старой подруги. В этот раз свидеться не довелось – она как раз утром в Москву поехала. Останавливаться мы не стали, хотя Сережа и хотел блеснуть передо мной знанием этого города. Да только зачем, если у меня остается столь прекрасный повод для общения с подругой. Нет уж, фигу!
Зато возле Покрова на Нерли мы притормозили. И даже туда прогулялись. Интересный храмик, чувствуется, что древний. Особенно, с близкого расстояния. Мне понравился…
Дальше путь был примечателен только повысившейся заснеженностью дороги. На объездной Вязников мы остановились на какой-то заправке, дабы пересечься с сережиными «сохорниками» (поскольку они баритоны, я с ними, можно считать, не знакома, только видела пару раз да слышала от ребят). С торжественной улыбкой нам были приподнесены подарки на новый год – уникальные персиковые «Чупа-чупсы», растопившие лед моего сердца.
После этой встречи у меня остался один вопрос: ну и кто сдал им мое отчество? Или у меня такие странные глюки, что мне послышалось, как меня по оному назвали?!
В Нижний мы приехали, когда уже темнело. Собственно, гулять смысла не имело по такой темноте. Мы решили просто покататься, дабы Сережа мог вдоволь поораторствовать. Я не возражала, в принципе. Я люблю, когда мне проводят экскурсии по городам, в которых я бываю, рассказывают что-то. Но чтобы оно было подкреплено обязательно зрительными впечатлениями.
Мне не терпится погулять по центру. Руки невыносимо чешутся и тянутся к фотику.
Однако на сей раз пришлось ограничиться поездкой по метро. Многие станции здесь называются как наши, московские. Другие названия вполне оригинальны, и больше всего из них меня добила станция «Двигатель Революции». Дважды мы проезжали там. И дважды меня передергивало. Ах нет, трижды, еще же на машине по верху. Заодно я узнала, что такое нижегородские маршрутки – самый распространенный транспорт, который ходит отовсюду и в любое место. Ибо метро тут только на нижнем берегу Оки, тогда как деловой и исторический центр находятся на верхнем. Таким образом, метро не сильно-то и загружено. А вот построят, как в Казани, хоть одну станцию на другой стороне реки, и будет столпотворение. Кстати, в Казань надо съездить. Нынче там 7 станций, а я только пять видела…
На обратном пути мы умудрились чуть-чуть заплутать, подтвердив мою уверенность в том, что для прогулок по чужому городу нужна карта.. Тем более, по такому большому городу…
А пока мы ждали обратный автобус, я пыталась разглядеть на мосту старой объездной замеченный раньше указатель на Киров. Ну хоть что-то новое, а то все в Москву, да в Москву отправить пытались нас эти указатели. Изредка в Казань. Ну или по какому-нибудь совсем страшному адресу, например, «Фролищи»… А тут даже повод есть смотаться. Шутка. Но в каждой шутке. Вон и Сережа вспомнил, что в Кирове у него подружка живет. Даже адрес записал. В моем цитатнике. Только сейчас мы туда не поедем. У меня экзамен! ЭКЗАМЕН!!! Экзамен, говорю…
Но на табличку-то попялиться можно…

4 января
Следующее утро началось лично для меня очень рано. Мне дважды приснился экзамен, причем в первый раз я проснулась в холодном поту. Ужас какой – приснилось, что я шпоры заготовить не успела. ААААА!!! Второй раз было веселее – мне поставили пятерку и четверку за первую часть экзамена и отпустили готовиться ко второй…
Неспешно собравшись и позавтракав бутербродами ( видеть новогодние салатики мы с Сережей по-прежнему были не в силах), мы направили свои стопы к центру Верхней части города. Для начала Сережа отвел меня полюбоваться на красивые виды с высокого берега, виды на храмы на набережной, вид на прекрасное здание ярмарки и возвышающийся над пристанью храм на торгу. Когда-то эти два строения были возведены к международной ярмарке 1896 года. На нашей стороне реки мы увидели здание духовной семинарии, а также храм в классицистическом стиле, бывший в советское время планетарием. За ним находилось и еще два собора. Собственно, большинство храмов в городе построены по довольно стандартной схеме храма 17 века – пятиглавый собор и шатровая колокольня. Красивый храм находится около здания речного вокзала, позже местные жительницы сообщили нам, что это один из древнейших соборов в городе.
Позже, перейдя по мостам через два оврага (Сережа сказал, что раньше в них ютились лачужки городской бедноты) и спустившись еще в один, мы увидали на возвышении стены Нижегородского Кремля. По красивой лестнице мы поднялись к нему, обошли стену вдоль оврага, изучая красивые стены, которые на самом деле выше стен Московского Кремля, однако за пятьсот лет, по выражению Сережи, тут находили целых восемь метров культурного слоя, которые никто раскапывать пока не сподобился. Поэтому смотрится он ниже, чем наш, который старательно раскопали в свое время.
Возле ворот Сережа зачем—то сказал мне, чтобы я не пугалась. Собственно, в подтверждение того, что человеческий мозг не воспринимает частицу «не», я на входе тут же испугалась. Небо было практически одинакового цвета с сугробами снега, и на первый беглый взгляд мне показалось, что передо мной громадный, выше двух моих ростов, сугроб. Я подняла голову, чтобы найти его верх, и ужаснулась: он был бесконечен. Меня сковал внезапный ужас перед бесконечностью, я покачнулась и закрыла глаза. Когда я их открыла, то поняла, что это было всего лишь небо. И успокоилась.
На территории Кремля мы обнаружили специальную ловушку для преступников: синий уличный туалет за решеткой. Не сфоткать его было невозможно. Остается только придумать подпись под картинку. Дальше мы вышли к памятнику казнокрадству: двум типовым присутственным домам екатерининских времен, один из которых достроен полностью, а второй, судя по отделке, только наполовину. Остальные денежки разворовали в свое время)
Здесь же находится и шатровая церковь, удивительное строение, пережившее времена Никона. Ведь почему у нас колокольни шатровые делают? Да потому что форма привычная была, а Никон своей реформой дозволил строить шатровые церкви только особым указом государя. Эта, однако, пережила реформу. Посвящена она, кстати, Михаилу Архангелу.
Дальше мы прошли мимо нескольких танков и прочих машиностроительных памятников ВОВ. Ведь на автозаводе очень удобно производить танки… Тут же родилась и гениальная мысль, что знаменитая военная песня «Катюша» вовсе не про девушку, а про реактивную установку залпового огня (ух, какими меня страшными словами загрузили!!!)
Выйдя с территории Кремля, мы прогулялись до Чкалова и Чкаловской лестницы. Впрочем, на меня они особого впечатления не произвели. Только ассоциация, терзавшая меня еще со вчерашнего дня, подтвердилась. Очень уж мне Новгород с его Кремлем и слиянием Оки с Волгой напоминает Серград, простите, Белград, с его Калемегданом на слиянии Савы с Дунаем. Да и памятник там на горе тоже какой-то стоит. Только смотрит он на реку головой, а не неголовой.
Усталые и вспомнившие, что завтрак сегодня был крайне неплотный, мы направили свои стопы на Большую Покровскую улицу, как говорят все москвичи, местный Арбат. Немного поплутав в поисках приличного места, где можно поесть, мы сфотографировали Сережу с козой, помянув опять любимую переделку песенки про коня.
После обеда мы пошли дальше по Большой Покровской, попутно фотографируя памятники, во множестве по ней ракиданные. Среди них нашлась женщина с зеркалом около кинотеатра, а также мальчик со скрипкой, но без смычка, который все время выламывают. Фотографируя его, я была особенно нежна, поскольку припомнила свой последний рассказ (кстати, надо его подредактировать чуток).
На площади Горького, в Макдональдсе, мы посидели с двумя девчонками из хора ННГУ, Олей и Леной (видать, эти два имени по жизни ходят вместе, как минимум, по моей). Замечательные девчонки, с которыми я, к своему удивлению, довольно легко нашла общий язык. Оля тут же придумала нам с Сережей планы на темное время суток, предложив сходить в планетарий. Лена забила возможность сходить туда в другой раз с Олей.
Посидев часок за кофе, мы поехали кататься по изнанке района Автозавода, где живет Лена. Проследовали по маршруту ее любимого автобуса, я сфотографировала указатель на Киров (Сереж, шутка начинает надоедать…), довезли Лену почти до самого дома, где с ней и расстались. Оля поехала с нами до самого цирка и планетария. Попутно мы нашли гостиницу для артистов цирка, где жили встреченные вчера на трассе предшественники.
Мы купили себе билеты, проводили Олю до ближайшей остановки маршруток, и там с ней распрощались. Ну до чего приятная девушка. Я бы сказала так: настоящая девушка во всем. Я такой быть не умею. По крайней мере, дольше десяти минут. Она очень приятная и очень женственная. Я очень рада знакомству!!!
На обратном пути к планетарию мы обсуждали превратности судьбы. Оля живет в верхней части города, ни разу в жизни не ездила на Нижегородском метро, не ориентируется в Нижней части, к Автозаводу ездит только с кем-то на машине. И это еще не самый классический вариант представителя Верхнего города. Самые классические бойкотировали строительство метро в верхней части. Собственно, это одна из причин, по которой его еще нет. Ну хоть метромост построили…
Лена же, наоборот, представительница района Автозавода. Говорит, есть такие жители, которые в Верхней части ни разу не бывали. Ну и причина, которая может их заставить туда поехать, по нашему с Сережей выводу, есть необходимость после свадьбы куда-нибудь замочек на мост замочек привесить. Некуда у них там. Зато загс есть замечательный, рядом со станцией «Счастливая». Самый популярный, за исключением того, что в Верхнем городе.
Между тем, мы дошли до планетария. Я позволила себе впасть в детство и выпросить у Сережи перевертыш взамен того, что был куплен на ПХ и уже успел свое отгореть. Плак!
Планетарий произвел хорошее впечатление, я вспомнила свою старую, еще школьную тоску по пропущенным из-за проекта по литературе урокам астрономии. Так интересно про Млечный Путь рассказывали, что еще раз сходить захотелось!!! Интересно, наш Московский открыт?
Я почерпнула, конечно, кое-что новое из этого похода. Кто знает, может, и не все забуду.
Уже в полной темноте мы решили посетить парк «Швейцария», что на верхнем берегу. Оттуда открывается красивый вид на нижний берег. Вернее, открывался бы, если бы снег не шел. Пришлось убраться несолоно хлебавши. И Тоню, живущую рядом, повидать не судьба, ибо у нее работа сегодня.
Закончили мы наш вечер за чашечкой горячего шоколада/кружечкой пива в английском пабе. Отличное окончание отличного дня.
Загадка двух дней: почему на рекламном щите магазине «Велоспорт» первой в глаза бросается хоккейная клюшка (другое я разглядеть и не успевала, в принципе)?

5 января
Всю ночь спалось просто ужасно. Если вчера я замерзла, то сегодня мне было невыносимо душно. И только около 4 ночи я догадалась пойти хорошенько умыться холодной водой. После того только и уснула.
Вышли мы из дома где-то в 10:20, прошлись до ближайшей остановки маршруток и куковали там минут двадцать в поисках нужной, идущей к парку "Швейцария". Увы, до Мызинского моста от нас шла всего одна маршрутка. И первую из них мы упустили...
Тем не менее, на месте мы все равно были раньше условного срока 11:00. И даже пришлось немного подождать Тоню, ради встречи с которой, собственно, все и затевалось. Вот эту замечательную девушку я уже знала, не раз видев ее на концертах нашего и мифического хоров. а также в Университетском. Мы прогулялись по парку до обрыва, причем, чтобы найти путь к оному в снегах пришлось отшагать прилично вдоль дороги, я сделала несколько фотографий с видами на Оку и Нижний город.
Затем мы направили свои стопы на неопробованнный еще вид транспорта - трамвай. Предполагалось прокатитьтся от "Швейцарии" на одном трамвае, а затем пересесть на другой, за номером 2, что делает круг по исторической части города. Вчера мы видели красиво раскрашенную "двойку", на которой было написано, что это экскурсионный трамвай. Увы, вчера он в наши планы не вписался. А сегодня, после длительного ожидания, пришлось все-таки пихаться в автобус, потому что трамваи не ходили. Да и по кольцу, как мы узнали после очередного тура медитации на остановке, они ходили из-за какой-то аварии только в одну сторону. Впрочем, неудивительно, с учетом зверского ночного снегопада. да и чистят Верхнюю часть гораздо хуже, чем район Автозавода, как сказали нам местные.
На Тоне, кстати, мы проверили гипотезу о метро и жителях Верхней части. На наш вопроос Тоня сказала: " Я ездила в метро дважды. И оба раза с москвичами. Во время "Молодых голосов-2008" и "Молодых голосов-2010". Пока мы ржали, она косилась на нам в достаточной мере подозрительно.
Доехав на трамвае до своей обители, мы с Сережей покинули Тоню, направлявшуюся в этот праздничный день на работу. Время было около 13:30, мы собирались попить чаю, собрать вещи и через часик выйти. Сережа еще думал сбегать на площадь Горького за машиной, чтоб вещи не переть.
Но халявный Wi-Fi разрушил все наши планы. Дело в том, что вчера ночью я умудрилась словить с нетбука чей-то интернет и бессовестно им попользоваться, приведя Наташу в состояние глубокого удивления. Сейчас к тарифу "Соседский" мы подключились уже вместе. И зависли. Я ходила по квартире, уткнувшись в нетбук, также пила чай, также собиралась. Сережа делал то же самое со своим ноутом, но у меня опыта несколько больше, как выяснилось)))
Уже когда я надевала верхнюю одежду, обнаружилось в аське сообщение от того самого человека, к которому в Киров Сережа ехидно предлагал заехать. Кончилось этот тем, что пока я застегивала сапоги, Сережа как заправский зомби тянул руки к моему нетбуку со словами: "Дай, я ему что-нибудь напишу". После этого я в ужасе оный вырубила.
А вещи-таки пришлось тащить на себе. Со вчерашнего вечера на машину намело сантиметров двадцать снега, а сугроб был высотой почти полметра. Ну и как выезжать? И щетка у Сережи одна... Поэтому, пока он корячился с очисткой машины, я радостно припомнила, что его стараниями аська есть у меня в телефоне, и продолжила начатую беседу. Ибо при выходе из дома у мееня осталось ощущение незаконченности разговора. Напротив, при общении через телефон вскоре беседа сама сошла на нет, закончившись традиционными взаимными пожеланиями удачи. Я впала в состояние парения, на лице разлилась радостная улыбка. В конце концов, человеку мало надо для счастья.
По пути мы заехали на развязкау возле метромоста. Там, на симпатичном возвышении были два интересовавших меня объекта - Армянская церковь и костел. При ближайшем рассмотрении оба они оказались симпатичными новоделами, а рядом обнаружился ремонтирующийся православный храм Вознесения. Армянская церковь, кажется, еще даже не освящена. А костел принадлежит неким адвентистам седьмого дня. Осталось только узнать, кто это такие...
Мы ехали в Сормово на этот раз, в надежде поесть и купить сувениры. встретить еще одну сережину подружку мы не надеялись - она заболела. По пути Сережа развлекал меня рассказами о заводе 92 Министерства Среднего Машиностроения, как он назывался в старые времена. Из ничего не значащих названий становится понятно, что именно делали на заводе. А нынешним приемником МинСредМаша стал РосАтом. Все ясно?
Проехали мы одну из конечных нижегородского метро - "Буревестник". Изнутри и не скажешь, что это на самом деле наземная станция, так плотно она упакована в короб.
И вот мы доехали до площади с прекрасным названием Центр Сормово. Поели на шестом этаже торгового центра и выяснили, что магнитики тут не продаются. Пришлось снова мотать на Большую Покровку, где без труда обнаружился большой сувенирный магазин. Тут-то мы магнитик для Натали и купили. А для меня колокольчик. У Сережи потребности были более насущные - СПИЧКИ!
Итак, миссия была выполнена, и в шесть вечера мы снова отъехали от площади Горького, на этот раз окончательно. По пути нам попался маршрутный автобус с бесплатным Wi-Fi, уиииииии!
Выезжали мы из города снова через Сормово, проехав мимо выезда на железнодороджный мост, по которому идет дорога куда? Правильно, в Киров. Мне к этому моменту уже надоело фоткать указатели с этим названием...
Около часа мы потеряли в пробке под Пырой. Кажется, там была нехилая авария, ведь машины не ехали вообще ни в одну сторону. Дальше все шло гладко. Кажется... Большую часть пути я продрыхла. Проснулась только ради съемки указателя на Фролищи. Ну... такое пропустить нельзя.
И все-таки эту дорогу явно можно назвать дорогой, посвященной произведениям Ольги Громыко. Дважды мы их вспоминали, ведь Вольгинский созвучно имени Вольха, а в названии Смолино так и тянет в середине приписать букву К.
В час ночи я была дома...